
Китайская классическая «Книга перемен» имеет все права на первое место в китайской классической литературе. «Многие считают, что мифы – это плод человеческой фантазии, не имеющей ничего общего с действительностью. Это глубокое заблуждение», писал когда-то Юань Кэ в книге «Мифы древнего Китая».
Легендарный правитель Фу Си, пребывавший у власти, как принято считать, с 2852 по 2737 год до нашей эры, по преданию однажды увидел, как из реки Хуанхэ выплыла на берег огромная черепаха (в некоторых источниках говорится о драконе-лошади), на спине которой были начертаны таинственные знаки, состоявшие из сплошных и прерванных посередине черт.
В их сочетании Фу Си увидел систему символов, соответствовавших его представлениям о мироздании, где главенствовали небо и земля, из взаимодействия которых рождались все вещи и явления, живое и неживое. Символы эти Фу Си изобразил в такой последовательности:
Каждый из символов (триграмм) имел свое название, указывал на определенное свойство и выражал конкретный образ:
- триграмма ЦЯНЬ (творчество), свойство – крепость, образ – небо;
- ДУЙ (разрешение), радостность, водоем;
- ЛИ (сцепление), ясность, огонь;
- ЧЖЕНЬ (возбуждение), подвижность, гром;
- СЮНЬ (утончение), проникновенность, ветер (дерево);
- КАНЬ (погружение), опасность, вода;
- ГЭНЬ (пребывание), незыблемость, гора;
- КУНЬ (исполнение), самоотдача, земля.
Кроме того, каждая отдельная триграмма символизировала время года в зависимости от движения солнца и луны.
Основа «Ицзина» – гексаграммы – символы, состоящие из двух ба гуа, двух триграмм, т.е. – из шести сплошных и прерванных посередине черт.
Возможное число вариантов – 64. Это уже значительно более сложная система, охватывающая и отражающая, в соответствии с теорией «Книги перемен», весь мировой процесс, все чередования ситуаций, происходящие от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости, добра и зла, ситуаций, в которых оказывается и действует человек.
Принято считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему и созидательному, а верхняя – к внешнему миру, к отступающему, к разрушающемуся. С древних времен существует и взгляд на гексаграммы как на комбинации из трех пар черт, каждая из которых символизирует одну из трех космических потенций: верхняя – небо, средняя – человека, нижняя – землю.
Уже здесь ясно видно отличие мировоззрения древних китайцев от взглядов, распространенных тогда и позднее во многих других цивилизациях: человек участвует в течении жизни как равный – земле и небу, как активная сила, не только зависимая, но и способная воздействовать на окружающий мир, на обстоятельства, на судьбу.
И в этом главное отличие «Книги перемен» как первоначально чисто гадательного текста от всех иных гадательных систем, где человеку отводится пассивная роль, где ему предсказывается роковой ход событий, изменить который он не в силах.
Итак, в «Книге перемен» 64 гексаграммы, обозначающие, как утверждают древние комментаторы, все основные жизненные ситуации.
В то же время количество возможных вариантов кодовых «слов» в молекуле дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) – носительнице генетического кода всякого организма на Земле – тоже ровно 64. Но это еще не все. Молекула ДНК, как известно, имеет форму двойной спирали, похожей на закрученную веревочную лестницу с миллионами перекладинок.
Так вот, полностью генетический код выстраивается за 19 витков спирали, то есть на 19-ый виток приходится 64-й триплет, или кодон, являющийся единицей строения кода. Здесь улавливается параллель с так называемым Метоновым циклом, что лежал в основе древнегреческого календаря. Цикл равнялся 235 лунным месяцам и длился ровно 19 лет.
Из этого совпадения сделано предположение, что виток двойной спирали ДНК соответствует солнечному году и может содержать в себе его информацию. Свою гипотезу он подкрепляет фактами: в каждой живой клетке насчитывается около трех миллиардов витков молекулы ДНК и – столько же миллиардов лет тому назад на Земле возникли первые микроорганизмы.
А что, если витки ДНК – это не что иное, как слова, фразы ведущегося с древних времен «дневника жизни», и не предназначен ли «Ицзин» для того, чтобы заставить этот «дневник» заговорить?
В процессе гадания по «Ицзину» исходили из того, что каждая гексаграмма символизирует ту или иную жизненную ситуацию, которая развертывается во времени, а каждый афоризм при гексаграмме вкратце характеризует тот или иной этап в развитии данной ситуации.
Афоризмы, относящиеся к каждой из черт данной гексаграммы, повествует о последовательном развитии ситуации.
Первая позиция (нижняя черта) характеризует лишь зарождение ситуации, когда типичность ее еще до конца не определилась.
Вторая позиция характеризует апогей внутреннего развития ситуации.
Третья – кризисный момент перехода ситуации от внутреннего качества к внешнему. Четвертая – начало проявления внутреннего процесса вовне.
Пятая – максимальное раскрытие ситуации вовне.
Шестая (верхняя черта) знаменует завершение развития ситуации или ее так называемое переразвитие, когда она превращается в свою противоположность.