История святочных гаданий

  Автор:
  1282
ИСТОРИЯ СВЯТОЧНЫХ ГАДАНИЙ

Святки – двенадцать праздничных дней от Рождества до Крещения (24 декабря – 6 января). Кое-где попадаются ссылкою Года. В любом случае – это время пограничья между годом старым и новым, время сразу после поворота солнца на весну, время когда, как считалось, грань между мирами размывается…в добром здравии эти святки провести”.

 

Считается, что праздник начинается с появления на небе первой звезды. Он встречается кутьей, грибами, овсяным киселем и словами: «Дай Бог в добром здравии эти святки провести”.

Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселости, особенно женский пол.

 

Молодые люди среди игр и веселий выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают раз­ными опытами достоверность гаданий. И все это соверша­ется вечерами, в полном собрании многих семейств. Жен­щины-позывалки обходят дома с приглашением, где есть девушки, в семейство зажиточное, где лелеется ненагляд­ное дитятко, краса девичья, зазноба молодеческая.

 

Вся важность святочных вечеров заключается в гадани­ях, передаваемых из рода в род. Отыскивать первоначаль­ное появление гаданий нет никакой возможности. Преда­ния наших предков, письменные и словесные, ничего не говорят об этом. Было бы очень несправедливо, если бы мы приписали их существование временам нехристианским русского народа, как доселе делают с предметами, не впол­не объяснимыми.

 

Мы останемся при одном мнении, что святочные гадания усваивались русской жизни в продол­жение многих веков, при постоянном или временном сно­шении наших предков с соседними народами.

 

Если бы была возможность тщательно отследить отдельные поверья по пограничным местам в разных веках, потом – их распространение по внутренним городам, тогда бы могли с точностью обозначить из какой страны, из какого города, от какого народа перешли к нам суеверные поверья, где они были приняты, где нет, где исчезли, где и доселе существуют.

 

Мысль едва исполнимая, едва возможная в своем осу­ществлении; но, как вероятная, она проистекает из дейст­вительного бытия мифов древней восточной жизни, столь редко переживавших свои периоды, столь явно переходив­ших от одного народа к другому.

 

Мы знаем быт жителей России, мы постигаем быт украинцев, мы верим в отдельное существование быта белоруссов; но можем ли мы смело сказать, что они отделены один от другого? Их разнообраз­ные проявления заставляют думать, будто они никогда не сливались один с другим, будто никогда жизнь великорус­ская не селилась на полях малорусских, если бы история не указывала нам на постепенные возрасты того и другого, если бы не говорили нам дела, что каждый из них осущест­влял свою данную мысль при содействии другого.

 

Отчего мифы, поверья, семейные сказания Белоруссии отличаются от мифов, поверьев, семейных сказаний России? Отчего украинец верит в поверье, едва известное россиянину и о котором совершенно не знает белорусс? В чем заключается основная причина переселения мифов от одного народа к другому?

 

Отчего происходит их усвоение той или другой общественной жизни? Подробное обозрение об­щественной и семейной жизни решительно оправдывает предположение о переходе поверий в русскую жизнь в про­должение многих веков и от многих народов.

Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.